На сайте wordpress-zone.ru вы можете скачать wordpress шаблоны и другие расширения.

ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ. ПАМЯТИ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА. Продолжение 1

С 22 октября по 30 ноября 2018 года в Чусовом в литературном музее В.П.Астафьева (по адресу, г.Чусовой, ул.Фрунзе, 38) работает «Выставка одного экспоната» посвящённая 100 летию А.И.Солженицына (и 10 летию его ухода)…

С 22 октября по 5 ноября сего года выставку «одного экспоната» — скульптурный портрет А.И.Солженицына работы пермского скульптора Рудольфа Борисовича Веденеева посетили около 100 человек. Встречи проходили в рамках экскурсий и «Ночи искусств»…

В экскурсиях участвовали школьники 6-10 классов чусовских школ №№ 5, 9 и 75. Интересен тот факт, что все эти три школы, так или иначе связаны с именем Виктора Петровича Астафьева. «Семьдесят пятая» — правоприемница железнодорожной ШРМ её закончил сам Виктор Астафьев, в «девятке» получила аттестат о среднем образовании дочь Астафьева — Ирина, а в «пятёрке» учился его сын Андрей – правда, тогда этот номер принадлежал старенькой начальной школе в Старом городе, которой уже давно нет и, которая располагалась рядом с церковью на Дальнем Востоке

«Ночь Искусств. Искусство объединяет» прошла в очной и заочной форме. В рамках мероприятия демонстрировались 2 выставки : «Выставка одного экспоната» и «55 лет памяти К.В.Рождественской – первого редактора книг В.П.Астафьева». В рамках «Ночи искусств» прошло обсуждение-диспут на тему «Значение творчества А.И.Солженицына для современной России». Пожалуй, самыми яркими суждениями были выступления И.Балуевой, К.Губайдуллиной, Г.Сергеевой, А.Беликова, В.Трифонова, а из заочников – С.Ваксмана, Ю.Асланьяна, В.Бакина, Д.Ризова, А.Астафьева…

При обсуждении темы участники не могли не обратить внимание на сложности при обсуждении творчества и отдельных высказываний А.И.Солженицына по самым разным вопросам – это и авторство М.Шолохова в отношении «Тихого Дона», это и отношение к Варламу Шаламову, генералу А.Власову и освобождению Праги. Но, при обсуждении темы участниками встречи взяла верх и покорила всех гражданская позиция  А.И.Солженицына : «Жить не по лжи. Народосбережение. Как нам обустроить Россию». Всё это  подтвердили «родство душ» между А.И.Солженицыным и :

— В.П.Астафьвым – он поддержал писателя А.И.Солженицына в трудное время исключения его из членов Союза писателей перед высылкой из СССР, А.И.Солженицын встретился с В.П.Астафьевым в мае 1994 года сразу по возвращении из США в Овсянке. В.П.Астафьев — лауреат Солженицынской премии.

— Л.И.Бородиным – также как и А.И.Солженицын он был репрессирован, также как и В.П.Астафьев — лауреат Солженицынской премии

— Р.Б.Веденеевым — также как и А.И.Солженицын он — политический сиделец, был с ним в переписке, получил одобрение от последнего в виде положительной оценки его творчества, связанного с отображением массовых репрессий

— Р.П.Беловым – был лично знаком с Р.Б.Веденеевым, последний сделал памятную доску памяти Р.П.Белова на доме, где он жил в Перми (Комсомольский проспект, 10). В 1989 г. Р.П.Белов получил в подарок портрет А.И.Солженицына от псковского художника Ю.Селивёрстова…

В 2011 г. в издательстве «Памятники исторической мысли» вышла книга доктора филологических наук Нэлли Щедриной «Красное колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины ХХ века». В этой книге, есть строки посвящённые сопоставлению А.И. Солженицына с другим замечательным русским писателем В.П.Астафьевым….И Солженицын, и Астафьев были истинно национальными писателями. Они исповедовали свободу в жизни и в творчестве, их называли праведниками, совестью, светом России, «нашим всем». Оба нещадно трудились, каждое утро садясь за рабочий стол, чтобы найти ответы на вечно мучившие лучших людей страны вопросы. «Зачем я жил, зачем работал, зачем круглыми сутками горбился за столом? Люди от этого лучше стали? Мир улучшился? Когда эти вопросы подступают к тебе — становится страшно жить…» — итожил Астафьев.

На протяжении всей писательской жизни Астафьев держал в памяти образ Солженицына. Облик автора «ГУЛАГа», боровшегося с режимом, а затем изгнанника, вырисовывается из многочисленных отзывов Астафьева на события, происходившие в жизни  Солженицына. Вначале — на появление первой публикации, сделавшей бывшего зэка известным, затем — на травлю и выдворение из страны.В письме 1962 года к критику А. Н. Макарову Астафьев сообщает: «Сегодня прочёл Солженицына в «Новом мире». Потрясён. Радуюсь. За литературу нашу радуюсь, за народ наш талантливый и терпеливый».А поскольку Астафьев относился к борцам за справедливость, резко реагировал на происходящее в литературе, то личность Солженицына во многом становилась для него примером и отправной точкой. 26 августа 1966 года из деревни Быковка он делится своими мыслями с писателем А. М. Борщаговским по поводу того, какое место занимают в литературе авторы, приближённые к власти, «разменивающие свой талант на суету и пятаки». Их деяниям он противопоставляет тех, кто не пишет «на потребу»: «…и Васю Белова, и Юру Казакова, и Костю Воробьёва, и Володю Сапожникова, и… Солженицына, и Максимова… дай им Бог дальнейшего мужества и здоровья!»

Понимая непростую обстановку в литературе, сочувствуя тем, кто оказывается в этой сумятице, Астафьев ставит в пример Солженицына, понимая, что он послужит для других авторов поддержкой: «Эка невидаль — бьют! Солженицына вон как бьют, а он отстаивает своё право называться человеком, да ещё и нам в этом деле помогает. Литература, брат, вступила в такое отношение с обществом, что тут без борьбы уже не обойтись, и морды в кровь скоро будут бить всем нам, но и мы кой-кого в бараний рог согнём, отросли зубы-то. Писатели, особенно бывшие фронтовики, — народ упрямый, их не больно запугаешь…»

В ноябре 1970 года он один из немногих, будучи членом правления Российской писательской организации, выступил против исключения из Союза писателей Солженицына, в защиту человека, «которому и без того выпала доля мученика в жизни и в литературе». В своём обращении Астафьев пишет: «Не довелось мне читать его романов — не люблю я читать и думать под одеялом — унизительно это для бывшего солдата и русского литератора, но и то, что я читал, напечатанное в журнале, особенно «Матрёнин двор», — убедило меня в том, что Солженицын — дарование большое, редкостное, а его взашей вытолкали из членов Союза и намёк дают, чтобы он вообще из «дома нашего» убирался. А мы сидим и трём в носу, делаем вид, будто не понимаем вовсе, что это нас припугнуть хотят, ворчим по закоулкам, митингуем в домашнем кругу.

Стыд-то какой! Вчерашние бойцы, неустрашимые фронтовики и их сопутницы делают вид, будто ничего не произошло и не происходит. Будто и не ведают, что кровью нашей завоёванное в мире уважение распыляется, улетучивается, и те, кто был за нас, отвёртываются один за другим. Говард Фаст, Фрэнк Харди, Андре Стиль и покойный Джон Стейнбек, даже Луи Арагон…Что же — опять изоляция? Опять пресловутый железный занавес? Опять это зловещее: «Я не прошу вас доносить друг на друга, но прошу проникнуться друг к другу здоровым недоверием»? А ведь если так и дальше пойдёт и все мы по углам отмалчиваться будем — до новой беды снова докатиться возможно. Горько и тяжело писать вам, убелённым сединами, много пережившим и передумавшим, но ещё горше и тяжелее молчать. Честный выстрел, пробивший сердце Александра Фадеева, не даёт права молчать тем, кто пришёл сменить его на боевом и нелёгком посту».

В итоге обсуждения все участники «ночной» встречи пришли к выводу, что нам всем сегодня очень не хватает таких пророков в нашем Отечестве как Александр Исаевич Солженицын и Виктор Петрович Астафьев…

Продолжение следует…

532952532953532954532955532956532957532958532959532960532961532962532963

GE DIGITAL CAMERA
GE DIGITAL CAMERA

532965532966532967532968532969

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *