Вордпресс шаблоны можно скачать здесь: http://wordpress-zone.ru/wordpress-themes-and-templates

Вечер Памяти В.П и М.С.Астафьевых — 2016

29 ноября в стенах Чусовской районной центральной библиотеке имени А. С. Пушкина прошёл День Памяти В.П. и М.С. Астафьевых «Дар человечности и правды». Справедливости ради, надо сказать, что добрым словом в этот вечер вспомнили и Л.И.Бородина, писателя и главного редактора журнала «Москва». Он когда-то отбывал срок в небезизвестном лагере для политзаключённых Пермь-36, что находился в Чусовском районе (сейчас там музей), а 18 мая 2011 года он побывал в ГКБУК «Литературный музей В.П.Астафьева», который находится в Чусовом и очень хорошо отозвался на страницах журнала незадолго до своей кончины и о деятельности музея и о совместной его работе с МБУК «Чусовская районная центральная библиотека имени А. С. Пушкина» (директор А.М.Кардапольцева). Результатом этой работы стал расцвет теперь уже региональных Малых Астафьевских Чтений в Чусовом…

Получилось так, что 2016 году 16 ноября исполнилось 5 лет как не стало Марии Семёновны Астафьевой (Корякиной), писательницы и жены Виктора Петровича Астафьева, 24 ноября — 5 лет как оборвался жизнь Леонида Ивановича Бородина, для которого Виктор Петрович был другом и любимым писателем, 29 ноября – 15 лет как не стало и самого Астафьева…

В программе Вечера были самые разнообразные мероприятия : экскурсия по Астафьевскому центру библиотеки, знакомство с книжными и фото выставками, просмотр художественных и документальных фильмов, звучали романсы на стихи В.П.Астафьева и воспоминания участников Вечера Памяти о встречах с семьей Астафьевых. На встрече присутствовали и те, кто знал и встречался с четой Астафьевых : Н.Ф.Ростилова, А.Н.Логинов, Г.В.Вершинин и др.

Директор ГКБУК «Литературный музей В.П.Астафьева» В.Н.Маслянка открыл свою выставку фотоколлажей (всего их было 12), которая рассказывала о литературных достижениях чусовлян и их друзей. А затем он же поведал о всех тех, кто передал через него добрые слова в Чусовой : В.Я.Курбатов, А.В.Астафьев, О.Н.Хорошунова, С.И.Ваксман, И.П.Гурин, М.В.Левин, Ю.И.Асланьян,, В.А.Богомолов…

Михаил Левин

Астафьев… Эту фамилию я запомнил, ещё с детства, когда взял в руки книжку с необыкновенным названием «Дядя Кузя, куры, лиса и кот». Было это в конце пятидесятых. С тех пор я не пропускал его книг. Я узнал, что он живёт в Перми и мне даже удалось увидеть его на заседаниях литклуба «Лукоморье».

А ещё позже, когда я работал на областном радио про Астафьева мне рассказывал его друг, Роберт Белов. Я стал интересоваться Астафьевым уже профессионально и вступать в споры — разговоры про его личность и его творчество. Помню, как с трудом, со второй попытки пермякам удалось присвоить ему звание «Почётный гражданин Пермской области». Как противились этому ветераны войны… А всё из-за книги «Прокляты и убиты». Они считали эту книгу клеветой на советского солдата.

Я тоже эту книгу читал. Непростое чтение. Особенно с первых страниц. Но к концу книги я уже не мог оторваться. Я был рядом с простыми солдатами, о которых так достоверно написал Астафьев. Сам прошедший дорогами войны. Но что меня особенно поразило в этой книге — это лирические отступления. Как там высоко и проникновенно написано и про природу, и про Россию, и про человека на земле. И вот это сочетание грубой и грязной окопной правды и чистых, трогательных лирических отступлений создаёт тот особый, неповторимый вкус прозы Астафьева. Просто надо не пропускать ни одного слова, ни одной строчки.

И я уверенно всегда говорю своим собеседникам, что именно сейчас, сегодня всем нам очень нужна его проза. Чтобы любить Россию, надо читать Астафьева. Чтобы понимать русского человека, надо читать Астафьева. Никто так ёмко и точно не мог написать про крестьянина, про нашу природу. Читаешь — и диву даёшься: откуда всё это он знает? Слова такие откуда берёт? Очень он нам всем сегодня нужен. Чтобы выжить. Чтобы не поддаться искушению. Не продать свою душу и родину. Не забыть про то вечное, человеческое, что есть в каждом из нас.

Юрий Асланьян

Астафьева читал в школе, когда даже не смотришь на фамилию автора, поскольку все равно никого не знаешь. Это я задним числом вспомнил, что читал. А вспомнил — значит, запомнил. Потому что рассказ яркий — «Бабушка с малиной». Все, что он создал, — ярко, реально, с великим смыслом. Я думаю, что Астафьев — самый современный писатель, более того — опережающий время, ведь на поставленные им вопросы ответа ещё никто не дал. После романа «Прокляты и убиты» все нынешние фильмы о войне выглядят как примитивный вымысел. Недаром Заксобрание Красноярского края отказало ему в персональной пенсии. Потому что люди, создающие современные российские законы, ненавидят писателя — за правду, за талант, за биографию, за судьбу. И жалеют только о том, что закрыть писателя невозможно. Его книги будут издаваться все больше и больше. А о них, сидящих в креслах, не видевших ни голода, ни смерти, ни войны, никто, слава Богу, не вспомнит. Таков неумолимый закон жизни.

Виталий Богомолов

О творчестве Астафьева я часто думаю : больше десяти лет работаю в жюри Малых Астафьевских Чтениях в г. Чусовой, и участвую в «Литературном экспрессе» который ежегодно проводит в осенью Горьковка под девизом «Пермский край читает Астафьева».

Возрастает ли роль творчества Астафьева, когда его нет уже 15 лет? Возрастает и несомненно! Другое дело, что мало кто осознаёт это. Самую большую работу в этом плане, и очень важную (потому что она направлена на будущее страны), проводят чусовляне; два директора: директор музея В.П Астафьева – В.Н. Маслянка и директор Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина – А.М. Кардопольцева. Они активно популяризируют произведения Астафьева, объединяя и сплачивая молодёжь многих городов России.

Как же не может возрастать роль его творчества в современном мире, который набирает разрушительные обороты? Астафьев сказал, что люди не успокоятся, пока не перепилят сук, на котором они сидят. Но если это неотвратимо, то затормозить это действие, приостановить его, это в наших возможностях.

При встречах со школьниками, всегда говорю, что большой писатель – это всегда судьба. Не будь у Астафьева раннего сиротства (остался без матери в семь лет) и воспитания бабушки, поставившей ему душу, не будь ссылки в Игарку, беспризорничества, детского дома, училища, войны — вряд ли мы узнали бы такого писателя. Но мало пройти такую школу жизни, многие её проходили, да не многие стали писателями такого масштаба, её, эту школу, ещё нужно осмыслить, а для этого надо иметь дар свыше. Астафьев этим даром был наделён. А это дар наблюдательности, дар неравнодушия к человеку, дар легкоранимой души, дар слова и дар огромной работоспособности – всё это и есть талант.

Астафьев поднял огромный пласт жизни, увидев его через собственный опыт. Поднял, заворотил, разворошил его и осмыслил. А там всё: и нравственность и безнравственность, и любовь и ненависть, и благородство и подлость, подвиг и измена с предательством, и труд и тунеядство, и созидание и разрушение, и так далее, короче – жизнь. И божественная красота и сила Природы! Ведь именно после выхода в свет произведений писателей-деревенщиков, к которым относили критики и Астафьева, государство обратило внимание на крестьянина, на его положение как человека, достойного лучшей доли. В «Последнем поклоне» Астафьев изобразил неисчерпаемое богатство крестьянской души, сложность её переживаний, не уступающих по глубине и литературным героям городских социальных слоёв, показал тяжесть существования селянина.

И чем дорог для меня Астафьев? Тем, что он неравнодушен к жизни. И нас этому учит. Он осмыслил жизнь, передумал её, рассмотрел сквозь призму своей души и вернул нам: вот смотрите, какие вы есть, люди, «творцы» жизни.

И теперь и взрослые и дети пытаются осмыслить, понять то или иное произведение Астафьева, постичь его душой, чтобы, живя дальше, вложить и свой хотя бы малый, но добрый и созидательный вклад в эту прекрасную жизнь, уродства которой случаются исключительно из-за человека.

И нам, писателям он показал, что мы должны брать материал у народа, у жизни, не высасывая из пальца, обрабатывать его, оттачивать, шлифовать и, критически осмыслив, возвращать народу в таком виде, чтобы, читая написанное, человек увидел, каков он есть, куда ему нужно двигаться, совершенствоваться, восходить нравственно. Не себя мы должны в литературе выпячивать, а литература должна быть для нас служением народу своему!

Таким писателем был Виктор Астафьев.

Всего один раз встречался я с Виктором Петровичем, всего один раз пожали мы друг другу руки, но это для меня – незабываемо! Всего два письма я написал ему и два письма получил от него, но это – незабываемо!

Да, в чём-то он был противоречив, запальчив, но это был Астафьев.

Пятнадцать лет прошло со дня его смерти и пять лет со дня смерти МС. Дни их ухода в иной мир отстоят совсем недалеко друг от друга. И здесь, как в жизни, они навсегда рядом. В этом, земном мире, она была для писателя Ангелом-хранителем. И разве не промысел Божий в том, что, родившись раньше его, Мария Семёновна всю долгую жизнь волокла воз забот, сопутствующих творчеству и жизни Виктора Петровича, а прожила дольше его, чтоб завершить его писательскую Судьбу, доделать необходимое, разобрать, сберечь. И это совершенно удивительный случай в русской литературе, равнозначный чете Достоевских, подвигу Анны Григорьевны Сниткиной. Что значит Астафьев для меня? В душе Астафьева никогда не утихал творческий ветер и не гостила благостность. Главный его урок в том, что он своим творчеством будит в каждом из нас ответственного человека. И если мы все станем такими, то некому будет перепиливать тот сук, на котором сидит человечество. А его труд, его неостановимая работоспособность – пример каждому из нас, что в каком бы униженном состоянии мы ни оказались в жизни – всегда остаётся возможность взойти до высоты хотя бы просто до состояния порядочного человека. Отвергнуть путь паразита-обывателя, выбрать благородный путь и пройти его до конца – вот подвиг, потому что путь этот самый трудный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *