Шаблоны и темы вордпресс на wordpress-zone.ru

ОДНА ЖИЗНЬ – ОДНА КНИГА. РЫЦАРЬ БЕЗ СТРАХА И УПРЁКА

15 января 2017г. исполнилось 3 года как не стало Роберта Петровича Белова пермского писателя и журналиста, друга известного русского писателя Виктора Петровича Астафьева.

Он родился 7 октября 1932 г. в селе Карачелка Шумихинского района Курганской области в семье служащих. Окончил среднюю школу в 1950 г. в г. Сарапуле в Удмуртии. Учился на юридических факультетах Ленинградского(1950-1952 гг.) и Пермского университетов (1952-1956 гг.), но не окончил их. «С почетным треском изгнан из обоих в силу хулиганского характера и политической неблагонадежности. Вынужден был пойти в газетчину», — вспоминал Р. П. Белов. С 1956 по 1961 г. работал литературным работником, корреспондентом в пермских газетах «На стройке», «Лесник Прикамья», «Звезда», «Молодая гвардия». В 1961 г. стал редактором пермского книжного издательства, в котором проработал в общей сложности около десяти лет (редактировал самого Астафьева !). В промежутках успел побывать грузчиком, горнопроходчиком (дозиметристом) геофизической партии, сторожем, дворником, художественным руководителем Дворца культуры, корреспондентом на радио и телевидении, методистом на туристических теплоходах, руководителем туристских групп, председателем кооператива при Пермском книжном издательстве.

Член Союза журналистов СССР (1957г).

Печатался как прозаик с 1961.

Основные издания:

Вся его жизнь: – 1964г.

Море тебя полюбит: – 1965г.

Звёзды над Камой: – 1973г.

Я бросаю оружие: – 1992г., 2010г.

Полуслепой, слабый телом, но со стальными волей и характером, критически воспринимающий любую власть, но при этом любящий поэзию литературы и людей. Таков был этот человек, в любую погоду ходивший с непокрытой головой и не привыкший никому кланяться.

Его книга «Я бросаю оружие» (Пермь, 1992) –это повесть о мальчишках, подраставших в годы войны в тыловых городах, со своими понятиями о чести и бесчестии, о мужестве, дружбе, любви. Она была написана и предложена вниманию издательства почти тридцать лет назад. Ее не опубликовали — не ко «двору» пришлась в то время, сработал страх перед концентратом еще одной правды.

Действие повести происходит в День Победы — 9 мая 1945 года. Главный ее герой — четырнадцатилетний мальчишка, грубый и нежный, пытающийся думать самостоятельно. Он и его сверстники привыкли жить «по законам военного времени», родителям — у кого живы — не до них; школа сама загнана в жесткие рамки догм; а солдаты второй мировой, что возвращаются или по ранению попадают в провинциальный город во глубине России, учат пока только тому, что сами поняли; а улица и рынок учат жестко и по-своему…

В голове мальчишки всё перемешалось : блатной «кодекс» и готовность к самопожертвованию, чистая первая любовь и ханжество, стихи и воровская «феня»… Такие мальчишки подрастут и во многом разберутся сами. Они прорвутся сквозь ложь (поэтому и звучат в повести время от времени стихи — эхом из будущего, звуком пришедшей к ним настоящей родной речи). Они прорвутся, и кодекс мальчишеской чести, которому они остались верны, основанный все же на вечных законах нравственности, будет светить им из горьких сороковых через полные иллюзий шестидесятые в трудные девяностые.

Роберта Петровича хорошо знали и любили за независимость и принципиальность. Среди его верных друзей были Л.Д.Постников, В.Я.Курбатов, М.В.Левин, Г.Н. Солодников, М.А.Басс, С.И.Ваксман, чусовская «Пушкинка» и литературный музей В.П.Астафьева…

Были в его судьбе и другие знаковые «пересечения», пробовал он пройти и по артистической стезе. Судьба свела его на короткое время с известным ныне, а тогда только-только начинающим режиссёром Марком Захаровым, который по распределению попал в пермский драмтеатр. М.Захаров : «После вуза по распределению я работал актером в Пермском театре два с половиной года (1955-1958г.г.). И однажды подошел ко мне ведущий артист Виктор Чекмарев, который вел драмкружок в Пермском университете и предложил поучаствовать. Я решил попробовать». История умалчивает, участвовал ли Р.Белов непосредственно в «захаровских» постановках, но то, что в работе кружка именно в эти годы он принимал активное участие подтверждают фотографии самих постановок… Его звали : «Роба», «Робка», «Роберт» (ударение на «е»), «ЭРБелов» (так называла его М.С.Астафьева, которая знала и вологодского писателя Белова – Василия). Он знался с писателями, журналистами, художниками, моряками – физиками и лириками, И всё же он был цельным, последовательным и надёжным. Он всегда был верным первой любви – Слову ! Его девиз : одна жизнь – одна книга, по-вселенски бездонно точен (так про него сказал другой пермский писатель С.И.Ваксман) ! Когда не стало Астафьева, он единственный из «именитых» пермяков проводил его в холодном Красноярске.

В апреле 2009 года он разрезал ленточку и открыл литературный музей В.П.Астафьева в Чусовом по ул.Фрунзе, 38. Здесь его друг Виктор Астафьев в ночь с 1 на 2 декабря 1950 года создал своего первенца – рассказ «Гражданский человек». А Роберт Петрович в память о друге открыл дорогу детям – участникам VI Малых Астафьевских Чтений и стал их литературным критиком — добрым судьёй их творчества.

Вся его жизнь и творчество – правда для правды, а не для красы. Таким он и остался в нашей памяти – рыцарем без страха и упрёка !..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *