Шаблоны и темы вордпресс на wordpress-zone.ru

В ТЕНИ ЛЕОНАРДО. ДЕНЬ ПАМЯТИ В.Н.ЧАПЛЫГИНА

Валерий Николаевич Чаплыгин личность для Чусового неординарная. Самодеятельный художник (из тех, которых эта приставка никак не может обидеть, как не может обижаться Малый театр на театр Большой) и знаток истории Чусового (вместе с женой Анной Трофимовной они, кажется, знали всё о чусовлянах за последние 50-70 лет). Увы сейчас через 7 лет после его ухода многие стали забывать его самого даже в новых книгах о Чусовом. Но это не его беда, это беда нашего быстрого и суетного времени – быстро рождаются книги, быстро пишутся картины скороспелки…Звук без отзвука. Но нет никаких сомнений, что останется в памяти, а что нет. Так было – так будет, вторичное уйдёт, а первично снова вернёт нас к истине.

Из книги В.Маслянка «Герой «Города гениев»

Уже 7 лет как нет с нами этого простого и внешне малоприметного человека, у которого за этой неброскостью и неприметностью прятались яркий первородный талант и острое любопытство к жизни. Он был человеком и художником с большой буквы (речь не о чинах и судьях). Он брался за многое и ухитрялся при этом не распыляться, потому что это были поиски красоты мира, поиски геолога-естествоиспытателя, а не равнодушного созерцателя. Совсем не случайно он стал одним из героев астафьевского «Города гениев». Мы привыкли обманывать себя, говоря о многочисленных помехах на нашем пути к прекрасному, а в результате живём и работаем по принципу: «прошла зима, настало лето – спасибо партии за это!» А Валерий Николаевич как — то всегда умалчивал об этих «дорожно-погодных» проблемах, считая, что без них нет и самой дороги и этого самого пути познания. Это, кстати, сильно отличает его от всех других чусовских художников. Многие из них имеют ромбик-значок, есть и с другими знаками отличия. Но если по большому счёту, то ведь таких и в крае, и в России пруд-пруди. А вот самородки как наш герой везде наперечёт…

Осиротел наш «Огонёк», самый яркий объект культуры в Чусовом. !0 лет минуло, как ушёл из жизни яркий художник П.Ф.Шардаков, автор серии картин «Сибирский поход Ермака», которые прописали-закрепили русский дух на «Огоньке», и там воистину стало Русью пахнуть. Теперь вот не стало В.Н.Чаплыгина… И, хотя многие его огоньковские работы носили характер оформительских, и были работами-копиями самых разных произведений других художников, но они столь органично-естественно одели-украсили музей, что не будь их, король-музей попросту был бы голым.

И вот здесь мы подошли к особой теме непростого разговора об этом художнике. Ведь многие знатоки скажут: «Полноте, зачем лукавить, да кто же знает его в Пермском крае, не говоря уже о России?» И он будет прав, в известном смысле Валерий Николаевич художник неизвестный. А чему удивляться, если так было и так будет: и Кулибины, Черепановы и Артамоновы всегда у нас остаются в тени истории. Хотя есть у Валерия Николаевича работы — эльбрусы-эвересты, до сих пор недостижимые ни для одного чусовского художника. Они просты, как пушкинские рисунки на полях рукописей. Это замечательные рисунки тушью чусовских храмов и домика писателя В.П.Астафьева (более известные в постниковском типографском варианте). В этих статичных работах-«портретах» зданий он создал образы ушедшей духовной жизни, которую мы так хотим забыть, но которые учат нас и укоряют: ту ли красоту мы сегодня ищем, те ли кумиры греют нам сегодня душу? Не случайно чаплыгинско-астафьевский домик в книжных иллюстрациях обошёл и согрел уже полмира, как образец спасительных простоты-чистоты-красоты, которые весь мир людей ищет-изобретает как волшебное лекарство, а они вон, поди спрятались в снегах да в лубяной избушке. А памятник Победе, который мы потеряли, более известный в Чусовом как «старый «Вечный огонь»? Он учил патриотизму и любви к Родине не одно поколение чусовлян, но, увы, эти самые чусовляне (даже самые разинтернетные) и сейчас не знают, что один из авторов и создателей этого памятника всё тот же В.Н.Чаплыгин. Кстати, те полмира, которые знакомы с рисунком домика писателя Астафьева, тоже не знают имя автора, он и сейчас для всех безымянный. Но сдаётся, что художника это сильно не смущало, для него главным было, чтобы его творчество работало для людей. И это тоже штрихи-мазки к его портрету…

Что же это был за художник? Как определить-измерить уровень его мастерства-таланта? Чем больше думаешь на эту тему, тем больше круг мыслей фокусируется-кристаллизуется в одну, на первый взгляд, лукаво-расхожую, а на самом деле очень ёмкую точку-фразу: где родился, там и пригодился! Не гонялся Валерий Николаевич, как иные прочие нынешние, ни за славой, ни за наградами, не лукавил ни в делах, ни в помыслах. Наш герой создавал красоту для нас, это было настолько естественно и для нас, и для него, что мы все, как бы, не замечали влияния на нас его творчества, оно было органично как сама окружающая жизнь. Так мы не замечаем время, пока часы исправны. Но вот часы остановились, он ушёл от нас, а мы сплоховали, этой точки не возврата и не заметили!? Время-судья в лице В.П.Астафьева давно уже припечатало-приговорило чусовлян известным нелицеприятным словом, вот почему время-лекарь по — прежнему ставит нам тот диагноз, о котором больному говорить не принято…

Трудно определить любимый жанр этого художника и найти такой жанр, в котором он себя не испытал. Воистину, ему был ведом и жар холодных чисел, и мир машин, где дышит интеграл. Как мы уже знаем, он был декоратором и копиистом, владел рисунком и был монументалистом (памятник Победы). Он писал пейзажи и любил портреты (есть такой нелюбимый жанр у чусовских художников), писал иконы и занимался чеканкой. Когда в Чусовом ещё не было художественной школы, Валерий Николаевич по собственной инициативе учил детей живописи, некоторые из них стали профессиональными художниками. Кроме вышеназванных работ известен его автопортрет и портрет жены Анны Трофимовны (соб. семьи художника). Какой настоящий художник не сделает хотя бы один свой автопортрет, но это весьма опасное занятие: по нему о тебе можно узнать всё, во многом именно по нему, а не по твоим работам о тебе будут судить потомки. Валерий Николаевич виртуозно решил эту задачу: в своём автопортрете он раскрывается как художник, который всегда ставил высокие задачи, и как человек, имеющий весёлый склад ума. Известна многим его работа «Спас», выполненная методом сухой кисти на полотне. Эта работа долгое время украшала трапезную на «Огоньке». На картине «Освящение воды о. Игорем» (соб. авт. данной статьи) художник изобразил известный церковный ритуал. Необычно в этой работе многое. Необычно, что среди привычных фигур этого чусовского «дальневосточного храма»» вдруг оказывается сам художник, В.Я.Курбатов и Л.Д.Постников. Что это? Круг посвящённых? Или круг людей, которые были всегда близки по духу, и Валерий Николаевич изобразил здесь некую итоговую картину своей жизни? Картину, в которой возможно он себя отождествил со всеми её героями и в том числе и со священником, освящающим воду. Ведь сам он всю жизнь освящал нам душу, создавая красоту, которая спасёт мир…

Валерий Николаевич не получил классического профессионального образования, и в общепринятом смысле не был профессиональным художником. Но кто же тогда художник, если Чаплыгин не художник, и кто же тогда профессионал, если не он? Он оформлял многие помещения в городе, на ЧМЗ, «Огоньке», в «Карлуше»…Он большую часть жизни прожил, не представляя хотя бы один день без кисти и красок. Когда я слышу хныканье знакомых художников о недомогании физическом и скуке духовной, то вспоминаю Валерия Николаевича. Как он, узнав из газет, что горный цех ЧМЗ поставил часовню на горе, не мешкая, решает идти туда на этюды. И вот он (с женой), страдая одышкой, с несколькими передышками заставляет сдаться эту горную вершину (которую по счёту в своей жизни?) и пишет, пишет, пишет…

В.П.Астафьев и В.Н.Чаплыгин не были лично знакомы. Но так ли это, если говорить о степени родства. Валерий Николаевич — герой астафьевского «Города гениев». Тот герой, который одним своим рисунком растревожил память писателя о дорогих сердцу друзьях-приятелях, тот герой, благодаря которому может и родилась эта затесь. Кстати, в первом варианте названия она не менее ёмко отражает правду жизни – «Город непризнанных гениев». И В.Н.Чаплыгин именно из этой когорты непризнанных, а теперь уже, благодаря тому же В.П.Астафьеву, и из когорты бессмертных. Валерий Николаевич (и его жена Анна Трофимовна) блестяще знал историю Чусового 40-60г.г. (ХХ века). Благодаря ему и его жене, мне удалось познакомиться с роднёй И.Т.Реутова, получить такие сведения, которые ещё раз подтверждают, насколько прав В.П.Астафьев, говоря о нашем «варначестве» — нелюбопытстве и равнодушии к людям, жизни, истории. Сам же Валерий Николаевич и его жена были столь любопытны и знающи, что у меня при каждой встрече с ними на домашних посиделках в их уютной квартире рождалось буквально до дрожи физическое ощущение; что именно они (как и Л.Д.Постников) и есть тот волшебный клубок нити чусовской истории, и стоит их только разговорить-раскрутить, то можно дойти-доискаться до любой чусовской тайны (правда, при этом возникало и такое же до дрожи физическое ощущение опасности-ответственности за допуск к этой тайне). Так оно и было, так я узнал о знаменитом В.Армишеве («Гоголе»), «Угольке», В.Хохолкове, родне И.Т.Реутова…Истории поучительные и во многом отвечающие на все теперешние вопросы-загадки жизни. Как и почему мы были на вершине славы, и все флаги съезжались к нам в гости, как и когда мы растеряли всё: и славу, и желание творить, и умение побеждать…

В феврале 2010года Валерий Николаевич будучи тяжело больным на встрече с женой в мрачной под стать настроению больничной палате, невольно поймав взглядом первый предвесенний солнечный лучик, робко скользнувший из-за тяжёлых стен медсанчасти, вдруг сказал как — то по- мальчишески восторженно: «Скоро весна. Скоро на этюды!» Весна 2010 года не дождалась своего верного почитателя и ценителя, как не дождались лето, осень и зима, Усьва, Вильва, и Чусовая. Но остались его искренние чувства к родной природе, городу и его людям, они радуют нас красками его картин, они оживляют нашу память о нём и учат ценить и беречь то, что ценил и сохранил для нас он…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *